09.06.2011

День рождения Александра Пушкина.

Предпремьерный показ киноспектакля о жизни Александра Сергеевича Пушкина состоялся в канун дня рождения поэта в усадьбе Михайловское. Режиссер и актер Сергей Безруков, неоднократно игравший поэта на сцене и в кино, рассказал почему вновь решил обратиться к этому образу.
-  Вы не раз играли Пушкина в кино в театре. Почему решили вновь вернуться к его образу?


-  Дело в том, что Пушкин для меня бесконечно живой. Я хотел, чтобы после спектакля люди плакали, чтобы смерть поэта, эта потеря 1837-го года, стала личной потерей для каждого. "У меня отняли Пушкина, у меня его отняли, и мне больно!" - чтобы это ощущение было у каждого. Потому что сейчас Пушкин для многих стал своего рода хрестоматией. Получив двойку за неудачно написанное сочинение по "Капитанской дочке" или по "Пиковой даме", десятиклассник или одиннадцатиклассник больше не возьмет томик Пушкина никогда. У него осадок нехороший останется, а это неверно!
- Но ведь было много артистов, которые играли поэта на сцене. Чем Пушкин режиссера и актера Сергея Безрукова будет отличаться от "прочих Пушкиных"?
- Я пытаюсь "проживать" его на сцене, потому что Александр Сергеевич "памятник себе воздвиг нерукотворный". Ведь памятник бронзовый - он рукотворный. И если ты играешь бронзовый памятник, то получается неодушевленный образ. Ходить по сцене памятником, ну это, наверное, было принято во времена советские. В истории театра есть такой пример. В спектакле "Медная бабушка" МХАТа имени Чехова роль Пушкина должен был играть Ролан Быков. И говорят, что это было гениальное исполнение, потому что он был действительно очень похож. Он был небольшого роста, такой же живой, импульсивный, как сам Александр Сергеевич. Но в те времена его исполнение было бы просто пасквилем на "наше все". И в итоге роль поэта сыграл Олег Ефремов. Вот теперь сравните: Быков и Ефремов. Два величайших актера! Но они слишком разные по фактуре и по харизме. Вот, пожалуйста, та самая разница советского отношения к "Пушкину - нашему всему". Я больше склоняюсь к манере Быкова. Для меня Пушкин – живой. Он должен быть заразительным, страстным. Самое важное - это его характер, его импульсивность. Перемены настроения в одну секунду от смеха до слез. Вот эта амплитуда важна для меня в характере Пушкина.

- Когда вы впервые сыграли Пушкина?
- Это было еще в школе. Второй класс, литмонтаж, посвященный дню рождения Александра Сергеевича. Мне было лет семь, на сцену я вышел в пионерской рубашке. Отец отстриг кусок от белой шторы и пришил к рубашке - получилось жабо. Крылатку он тоже сам сшил. Я был такой маленький и щупленький, что никакие костюмы в аренду мне не подходили. Следующее проникновение было уже более взрослое, на втором курсе Школы-студии МХАТ. Я играл отрывок, который поставил отец. В паре с Машей Порошиной, которая исполнила роль Натали Гончаровой. Мне тогда было 17-18 лет. Сцена, в которой Пушкин получает пасквиль. Мы тогда очень серьезно подошли к теме, отец даже ездил в Институт иностранной литературы, специально выписывал пасквиль на французском языке, делал копию с документа. Мы с точностью реконструировали с отцом все, вплоть до приборов на столе. Все дело в подлинности. В своем киноспектакле "Пушкин" я тоже сохранил этот скурпулезный подход - делать все серьезно.
- Вы имеете в виду точное следование историческим деталям?
- У меня на театральной сцене весь реквизит "киношный". В кинематографе обычно подбирается подлинный реквизит. Я использую антиквариат, мебель эпохи, кресла, стулья 19-го века. Мне важно, что на сцене присутствует время, атмосфера. Даже дуэльные пистолеты со специальной коробкой - настоящие, костюмы - действительно той эпохи. Замечательный художник по костюмам Ирэн Белоусова, которая работает с нами, в точности воссоздала костюмы середины 19-го века. Как-то мы с ней спорили по поводу платьев для женских ролей. Фасон той эпохи - это реальный колокольчик. Я спросил, можно ли немного убрать этот "колокольчик", потому что, когда смотришь из зала, начинаешь разглядывать платья, отвлекаясь от игры актрис. Ирэн мне ответила "нет". Потому что, по ее словам, убирая этот "колокольчик", мы вернем моду на десять лет раньше, в 20-ые годы, а не в 30-ые.
- А что касается литературной основы. Во время работы над пьесой вашего отца, которая легла в основу спектакля "Пушкин", режиссер Безруков внес свои коррективы?
- Я обращался к историческим документам, поэтому многое было привнесено, но я и с отцом советовался. Мне было важно, что Бенкендорф, допустим, читает ответ на стихотворение Пушкина "Во глубине сибирских руд". Ответ, который написал Одоевский. И в послании Александра Сергеевича был призыв к борьбе и то, что они вернутся из своих каторжных нор. Для меня было важно, что Пушкин все равно оставался опасен для правительства, для государя, для третьего отделения. Мне было важно, чтобы спектакль имел ценность и в качестве элементарного ликбеза. Понятно, что здесь много версий, как в любом художественном произведении. Это же не историко-биографический спектакль, это романтическая драма, в которой есть место для вымысла. Посмотрев спектакль, зритель открывает для себя новые, сложные отношения в семье поэта, ощущение травли в конце жизни. Очень важно, чтобы люди прониклись этим и возникло элементарное сопереживание, сочувствие. Понимание его жизненной ситуации, как ему было плохо: уже столовой серебро заложили, и была его семья вся в долгах.
- Вам довелось исполнить роль еще одного великого русского поэта - Сергея Есенина. Кто вам ближе: Пушкин или Есенин?
- Я бы не ставил вопрос так жестко.  Я артист, и для меня эти роли очень ответственные. Сходства есть. Они чем-то на Моцарта похожи. В них есть такой единый моцартовский характер, это, наверное, их объединяет. Они даже внешне похожи, что-то есть неуловимое в этих великих людях. По темпераменту, по характеру, по своему поведению в обществе они похожи. Они были бунтари, у них у всех было вот это чувство вызова, их неуспокоенность, темперамент, жажда жизни, которую они не цедили, а пили крупными глотками, как густое вино. Они ярко жили, и финалы трагические их тоже объединяют. При их неоспоримой гениальности их жизнь была настолько сложной. Трудно себе представить, что Пушкин, оказывается, нуждался в деньгах, что Моцарт писал "Реквием" на заказ, что Есенин в 1925-м году был бездомный. Многие литераторы к тому времени добились квартир, а Есенин скитался то там, то сям, и его архивы были разбросаны по разным местам. Честно говоря, хватаешься за голову! Ведь они для нас бесспорные гении, мы восторгаемся, почитаем. Но если взять их жизнь - как же им непросто приходилось...
- Когда зрителям ждать премьеры киноспектакля "Пушкин"?
- Предпремьерный показ уже был 1 июня в Театре имени Вахтангова. 5 июня мы сыграли спектакль в Пушкинских горах в рамках Всероссийских дней Пушкинской поэзии. Но официальная премьера состоится осенью 2011 года.

Комментариев нет :

Отправить комментарий